Выгорание в рамках логотерапии
Очень немногие исследователи выходят за рамки установленных категорий симптомов выгорания и предполагают другие причины выгорания, помимо длительного стресса или рабочей перегрузки. Перспективным подходом является объяснение синдрома выгорания в рамках концепции логотерапии, сформулированной Виктором Эмилем Франклом. С точки зрения логотерапии, выгорание — это состояние, вызванное потерей экзистенциального смысла. Франкл предположил, что экзистенциальный смысл имеет фундаментальное значение для психического здоровья, и это открытие привело Франкла (46) к формулировке концепции экзистенциального вакуума. Франкл определил термин «экзистенциальный вакуум» как потерю жизненных интересов и отсутствие инициативы и проактивности, что может привести к глубокому чувству бессмысленности (47). Эти два аспекта экзистенциального вакуума можно объяснить более подробно с помощью следующего описания, связанного с выгоранием (2):
1. Потеря интереса— при синдроме эмоционального выгорания ничего не интересует из-за истощения и чрезмерного стресса, вызванного проблемами, которые мы не успеваем решать.
2. Отсутствие инициативы— человек не мотивирован что-либо делать, нарастает апатия, кажется, что ничто не имеет ценности, ничто не привлекает, пассивное поведение, чувство беспомощности.
В своей антропологии Франкл определил три измерения человеческого существования (46): физическую сферу, психическую сферу и ноэтическую сферу. Симптомы выгорания могут проявляться во всех трёх сферах (2, 48) — см. таблицу 2.
Синдром эмоционального выгорания можно объяснить с помощью модели Франкла как дефицит в первую очередь в ноэтической сфере. Существует опасность экзистенциального разочарования, когда люди пытаются удовлетворить только свои внутренние потребности и стремления (вожделение, потребность во власти и т. д.) и не обращают внимания на ноэтическое (духовное) измерение. При таком образе жизни (удовлетворении только «психодинамических» потребностей) могут развиться симптомы экзистенциального вакуума (1). Два основных симптома экзистенциального вакуума — чувство пустоты (апатия) и бессмысленности (потеря интереса) — схожи с более поздними стадиями развития синдрома эмоционального выгорания (2). Выгорание можно рассматривать как проявление экзистенциального вакуума. Однако главное отличие от объяснения экзистенциального вакуума Франком заключается в отсутствии скуки и апатии при синдроме эмоционального выгорания. Они включены в определение экзистенциального вакуума Франкла, но являются лишь следствием других симптомов, которые присутствуют у людей, страдающих от выгорания (2). Кроме того, у людей, страдающих от экзистенциального вакуума, по-видимому, сильно развиты две основные характеристики выгорания — деперсонализация и эмоциональное истощение (14).
Истоки синдрома эмоционального выгорания можно лучше понять как отсутствие экзистенциального смысла. Человек обретает экзистенциальный смысл через чувство внутреннего удовлетворения. Внутреннее удовлетворение даёт человеку силы и настойчивость, чтобы преодолевать усталость и истощение, особенно если он сохраняет чувство свободы и высокую самооценку (49). Люди с синдромом эмоционального выгорания испытывают дефицит внутреннего удовлетворения; можно также сказать, что они ищут в своей жизни то, что на самом деле не приносит удовлетворения, и испытывают чувство «я должен это иметь» или «я должен это сделать». С точки зрения логотерапии и экзистенциального анализа, люди с синдромом эмоционального выгорания выполняют действия и задачи, в которых они не видят экзистенциального смысла. Они не ощущают своего личного удовлетворения. Вместо этого они испытывают эмоциональное выгорание, которое можно определить как «нарушение благополучия, вызванное дефицитом самореализации» (2).
Решающим отличием антропологии Франкла от традиционной трёхмерной концепции (тело, психика и разум/дух) является признание динамической интерактивной природы этих трёх сфер. Согласно Франклу, ноэтическая (духовная) сфера занимает позицию по отношению к психике и телу, а иногда и против них (независимо от них). Благодаря этой независимости ноэтического измерения мы, люди, обладаем свободой принимать решения и действовать в мире. Ноэтическое измерение даёт нам возможность смотреть на себя объективно (со стороны) и независимо от наших текущих соматических или психических состояний. Оно также позволяет нам заниматься значимой деятельностью, которая выходит за рамки простого удовлетворения наших физических или психологических потребностей. Франкл назвал эти фундаментальные человеческие способности «дистанцированием» и «преодолением себя». Компетентность в самопреодолении (также называемая духовной) позволяет человеку взаимодействовать с миром за пределами «я» и считается сущностно человеческой, придающей жизни высший смысл (1, 2, 50).
Оценка экзистенциального смысла и самореализации
Было предпринято несколько попыток измерить ноэтические или «экзистенциальные» способности и концепцию самореализации в жизни в соответствии с теорией Франкла. Франкл (51) ввёл определение смысла как «возможности на фоне реальности» и заявил, что смысл реализуется через реализацию ценностей. Лэнгле (52) развил эти концепции смысла, добавив к ним более личный и субъективный аспект, и сформулировал следующее определение экзистенциального смысла: «Смысл — это наиболее ценная возможность в конкретной ситуации». Термин «актуальная ситуация» — это понятие из экзистенциальной философии, описывающее реальные обстоятельства, в которых находится человек. Взяв это определение за основу, Лангле (53) разработал метод поиска смысла, состоящий из четырёх этапов, отражающих четыре «личностные компетенции для существования» (в скобках):
1. Реалистичное восприятие (дистанция по отношению к себе)
2. Свободная эмоциональность (самопреодоление)
3. Способность принимать решения (свобода)
4. Действие (ответственность)
Лэнгле и др. (54) применили его метод, создав Шкалу экзистенции (ES) из 46 пунктов, 4 подшкал и 3 обобщённых факторов, и разработали её как опросник для самооценки, измеряющий способность человека достигать экзистенциального смысла и самореализации. Тест основан на антропологии Франкла и его экзистенциальном анализе (55) и отражает четыре стадии развития осмысленного и приносящего удовлетворение существования человека в соответствии с экзистенциальным анализом Лэнгле (53). В нём используется стандартизированная процедура самооценки по шестибалльной шкале Лайкерта, от «полностью не согласен» до «полностью согласен». В нём 8 пунктов, связанных с дистанцированием от себя, 14 пунктов, связанных с преодолением себя, 11 пунктов, связанных со свободой, и 13 пунктов, связанных с ответственностью.
Другой похожий опросник (основанный на шкале экзистенции) — это шкала экзистенциального удовлетворения (EFS), которая рассматривает три экзистенциальные концепции — принятие себя, самоактуализацию и самопревосхождение — как три отдельных аспекта экзистенциального удовлетворения (56). Шкала EFS состоит из 15 пунктов, по 5 пунктов на каждый аспект, которые оцениваются по пятибалльной шкале Лайкерта от 0 до 4, где 0 означает «совсем не подходит», а 4 — «полностью подходит» (5). Среди других инструментов, используемых в связи с концепцией «экзистенциального вакуума», — «Тест смысла жизни» («PIL») Крамбо и Махолика (57) и «Лого-тест» Лукаса (58), которые измеряют достижение смысла и экзистенциальное разочарование (47).
Связь между отсутствием экзистенциального удовлетворения и синдромом эмоционального выгорания
Экзистенциальная и гуманистическая психология предложила концепцию, согласно которой жизненное (экзистенциальное) удовлетворение является необходимым условием для здорового функционирования человека. Франкл (50) указал на потенциальную связь между своей психологией смысла (логотерапией) и симптомами эмоционального выгорания. В противовес его термину «экзистенциальный вакуум» мы можем использовать противоположное понятие «экзистенциальное удовлетворение», которое относится к ощущению, что жизнь полна смысла и цели и что это способствует психологическому благополучию (5). Экзистенциальное самоосуществление можно определить как «жизненную цель, направленную на то, чтобы в полной мере соответствовать природе человеческого существования» (56). Под экзистенциальным самоосуществлением мы подразумеваем чувство самореализации в течение всей жизни, где работа является лишь одной из её составляющих. Но жизнь и работа неразделимы; это единое целое (4). Если люди не могут найти смысл в своей жизни, они могут быть подвержены эмоциональному выгоранию (59).
В современном мире люди ищут смысл и удовлетворение своих потребностей в ноэтическом измерении (согласно антропологии Франкла) уже не в религиозной и общественной жизни, а очень часто на работе. Это потенциальный источник их разочарования, потому что их ожидания относительно того, что работа может дать им для благополучия, были слишком высокими и нереалистичными (4, 27, 42, 60). Этот фактор также может способствовать росту числа случаев эмоционального выгорания наряду с увеличением рабочего стресса и повышением требований со стороны всех организационных и социальных «заинтересованных сторон» (клиентов, пациентов, менеджеров, акционеров и т. д.). Однако в начале развития эмоционального выгорания мы обычно наблюдаем очень интенсивный опыт осмысленной жизни, работы, существования и т. д. Мы сталкиваемся с потерей экзистенциального смысла в конце процесса, когда усилия человека не увенчались успехом, барьеры и требования были слишком высокими, обстоятельства были невероятно неблагоприятными, и люди чувствуют, что их начинания полностью провалились. В этом контексте Маслах и Лейтер (28) предложили довольно радикальное определение синдрома эмоционального выгорания: «Эмоциональное выгорание — это показатель несоответствия между тем, кем являются люди, и тем, что они должны делать. Это представляет собой утрату ценностей, достоинства, духа и воли — утрату человеческой души. Это болезнь, которая постепенно и непрерывно распространяется с течением времени, втягивая людей в нисходящую спираль, из которой трудно выбраться».
Согласно Лэнгле (2), синдром эмоционального выгорания связан с потерей (или дефицитом) экзистенциального смысла. Потеря смысла в жизни вызвана тем, что люди делают что-то не ради самих вещей, а по какой-то другой (обычно внешней) причине и мотивации (например, карьера, деньги, социальное влияние и т. д.), которые дают ощущение так называемого видимого смысла. В деятельности человека (в том, что он делает) отсутствует «истина» и присутствует «чуждая» мотивация. Этот кажущийся смысл не имеет содержательного наполнения. Но люди могут испытывать выгорание и из-за того, что в их жизни слишком много смысла, и они не могут выбрать между различными приоритетами, что приводит к истощению. Лэнгле проводит различие между реальным экзистенциальным смыслом и «псевдосмыслом». С точки зрения его экзистенциального анализа, выгорание — это нарушение психологического благополучия, вызванное отсутствием внутреннего удовлетворения. Это внутреннее удовлетворение является результатом жизни, посвящённой чему-то, в чём человек реализует субъективно важную (воспринимаемую) ценность. Синдром эмоционального выгорания — это последняя стадия длительного состояния, при котором человек не видит смысла в своей работе. У людей с синдромом эмоционального выгорания намерение работать не направлено ни на саму работу, ни на выполнение задачи. Это субъективное намерение, которое уводит их от того, что они делают (ради карьеры, вознаграждения, признания, уважения, самоуважения, социального признания, выполнения обязанностей, власти, влияния, чтобы сделать что-то и освободиться от этого и т. д.). Их не интересует сама работа. Мотивация уводит их от изначальной цели. Это приводит к «псевдомотивации», и психологически они на самом деле не заинтересованы в том, что делают. Существует разрыв между субъективным мотивом и реальным действием. Людей, страдающих выгоранием, не интересует содержание их работы (32).
Выгорание возникает не из-за ценного содержания (которое придаёт смысл жизни), а из-за формальной, внешней «псевдомотивации», которая приводит к «псевдоприверженности» работе. Человека не привлекает ценность работы, но он чувствует, что она его подталкивает. Работа должна быть сделана ради чего-то другого, и это приводит к чувствам «я должен это сделать» или «другого выхода нет». Остаётся открытым интересный вопрос о том, как эти «псевдомотивы» и «псевдосмыслы» могут быть настолько сильными, что люди будут находиться в таком нездоровом состоянии в течение очень долгого времени. Эти мотивы должны иметь более глубокие корни — это не просто мнения или мысли. Они могут быть глубоко укоренившимися психологическими потребностями (32). Тем не менее, лучшая профилактика выгорания — это испытывать удовлетворение от работы и выполнять её с удовольствием и интересом. В таком случае риск эмоционального выгорания очень низок (2). Но чувство удовлетворения следует отличать от энтузиазма, идеализма, ощущения успеха и т. д. Энтузиазм может привести к выгоранию, потому что он часто нереалистичен; он идеализирует ситуацию и предполагает успех, обычно не более того. Однако человек может испытывать внутреннее удовлетворение, даже если он не добился успеха, если сама деятельность воспринимается как хорошая и значимая, но не «венчается» успехом. Люди, страдающие от выгорания, относятся к своей работе утилитарно — как к средству достижения своих целей, а не как к чему-то, имеющему внутреннюю ценность и смысл. Но, как следствие, это общее ощущение бессмысленности будет влиять и на другие сферы жизни (досуг, личную жизнь), и в конечном итоге это ощущение поглотит жизнь человека целиком (2).
В наши дни многие профессионалы демонстрируют очень высокую степень вовлечённости в работу. Кроме того, они настолько отождествляют себя со своей профессией и организацией, что каждая ошибка воспринимается как нечто травмирующее, вплоть до того, что они почти теряют смысл жизни, когда терпят неудачу (19). В современном секуляризованном мире смысл жизни обычно больше не определяется религией, а заменяется работой. И люди пытаются использовать работу как альтернативный «источник» ощущения полноты жизни и значимости (61). Особенно люди с идеалистическими наклонностями усердно работают, чтобы придать своему существованию больше смысла. Эта склонность к идеализации и «черно-белому» восприятию также описана в концепции расщепления, которая может быть связана с синдромом эмоционального выгорания. Расщепление было описано Кернбергом (62) и характеризуется переключением между противоречивыми восприятиями одного и того же объекта, основанными на приятных положительных и болезненных отрицательных переживаниях (63). В контексте синдрома эмоционального выгорания мы наблюдаем, как люди в начале работы проявляют большой (возможно, наивный) энтузиазм и идеализм, а затем, напротив, сильно разочаровываются и теряют веру («всё хорошо» или «всё плохо»). Некоторые исследования также указывают на связь между выгоранием и другими чертами характера, такими как интроверсия или нарциссические наклонности (64).
Несколько исследований (5, 65, 66) показали, что степень экзистенциальной удовлетворённости может быть связана с развитием синдрома эмоционального выгорания. Низкий уровень экзистенциальной удовлетворённости и низкое восприятие экзистенциального смысла коррелируют с высокими показателями эмоционального выгорания. До сих пор не так много исследований, посвящённых эмоциональному выгоранию, пытались измерить экзистенциальную удовлетворённость и смысл и определить их как факторы, определяющие выгорание (65, 67). Опыт экзистенциального смысла, не связанного с работой, может помочь предотвратить выгорание и защитить от него, как показали недавние исследования среди врачей (68). Текущие инициативы по предотвращению выгорания и борьбе с ним направлены в основном на улучшение объективных условий труда или снятие стресса на индивидуальном уровне, но этого недостаточно для устранения основной причины выгорания. Ни методы отдыха и релаксации, ни программы по управлению стрессом сами по себе не могут заполнить пустоту внутреннего смысла и приносящего удовлетворение опыта (2). Нам нужно сосредоточиться на усилении чувства смысла. Что касается бессмысленности, то Пайнс (69) рассматривает выгорание как неудачную попытку найти экзистенциальный смысл в работе, особенно в современном мире, когда религиозные аспекты жизни всё больше отходят на второй план, а люди — возможно, нереалистично — сосредоточены на смысле работы. С другой стороны, на сегодняшний день существует ограниченное количество доказательств эффективности методов лечения синдрома выгорания, за исключением когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) (70).
Заключение
Некоторые исследования показали, что экзистенциальное удовлетворение и экзистенциальный смысл связаны с проявлениями выгорания. Выгорание возникает из-за ощущения бессмысленности. Низкий уровень экзистенциального удовлетворения соответствует высоким показателям выгорания. Вклад отсутствия экзистенциального удовлетворения в развитие выгорания был подтверждён в нескольких исследованиях (3–4, 5, 65, 66). Однако необходимы дальнейшие исследования частоты, детерминант, потенциальных рисков и методов лечения выгорания. Также необходимо дополнительно изучить возможные взаимосвязи между различными личностными качествами или склонностями (например, раздвоением личности, нарциссизмом и т. д.) и синдромом эмоционального выгорания. Такие результаты можно было бы использовать в программах скрининга, в которых эти личностные склонности представляли бы собой возможный ключевой фактор риска развития синдрома эмоционального выгорания. Кроме того, необходимы дополнительные исследования в области измерения удовлетворённости жизнью, с одной стороны, и чувства бессмысленности, с другой, и их взаимосвязи с эмоциональным выгоранием. Эти результаты можно было бы использовать в качестве ключевого направления в профилактических программах и при разработке будущих вмешательств.
Несмотря на согласие в отношении основного определения выгорания (т. е. состояния полного истощения ресурсов), после десятилетий исследований до сих пор существует значительная путаница в отношении теоретической концепции выгорания, а также количества и характера других связанных с ним аспектов и способов их измерения на международном уровне с помощью сопоставимых инструментов (10). Например, некоторые инструменты не только оценивают выгорание на индивидуальном уровне, но и учитывают влияние организационных условий (45). Другие описания синдрома эмоционального выгорания включают в себя факторы стресса, и некоторые исследователи до сих пор задаются вопросом, можно ли рассматривать синдром эмоционального выгорания как психиатрический диагноз или же это скорее набор общих депрессивных симптомов, вызванных стрессом (8). Тем не менее, согласно последним исследованиям, потенциальный риск непризнанного и не леченного синдрома эмоционального выгорания очень высок на личностном уровне (проблемы со здоровьем, риск полного истощения, срыва или даже самоубийства), на уровне отношений (циничное отношение к себе и другим) или профессиональной эффективности (т. е. потенциальная угроза качеству обслуживания пациентов/клиентов, прогулы, снижение производительности, увеличение количества ошибок, вызванных выгоранием сотрудников, или снижение качества принятия решений и т. д.) (4, 5, 19).
Из-за большого количества различных интерпретаций понятия «выгорание» существует явная необходимость в более точном определении выгорания как диагностической категории, а также в международной стандартизации инструментов измерения и стандартизированных методов дифференциальной диагностики (10, 37).
Авторский вклад
Оба автора внесли свой вклад в концепцию работы, анализ, интерпретацию, составление текста работы и его доработку. Оба автора одобрили окончательную версию.
Финансирование
Эта работа была выполнена при поддержке грантов Карлова университета (Progress и SVV).
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Очень немногие исследователи выходят за рамки установленных категорий симптомов выгорания и предполагают другие причины выгорания, помимо длительного стресса или рабочей перегрузки. Перспективным подходом является объяснение синдрома выгорания в рамках концепции логотерапии, сформулированной Виктором Эмилем Франклом. С точки зрения логотерапии, выгорание — это состояние, вызванное потерей экзистенциального смысла. Франкл предположил, что экзистенциальный смысл имеет фундаментальное значение для психического здоровья, и это открытие привело Франкла (46) к формулировке концепции экзистенциального вакуума. Франкл определил термин «экзистенциальный вакуум» как потерю жизненных интересов и отсутствие инициативы и проактивности, что может привести к глубокому чувству бессмысленности (47). Эти два аспекта экзистенциального вакуума можно объяснить более подробно с помощью следующего описания, связанного с выгоранием (2):
1. Потеря интереса— при синдроме эмоционального выгорания ничего не интересует из-за истощения и чрезмерного стресса, вызванного проблемами, которые мы не успеваем решать.
2. Отсутствие инициативы— человек не мотивирован что-либо делать, нарастает апатия, кажется, что ничто не имеет ценности, ничто не привлекает, пассивное поведение, чувство беспомощности.
В своей антропологии Франкл определил три измерения человеческого существования (46): физическую сферу, психическую сферу и ноэтическую сферу. Симптомы выгорания могут проявляться во всех трёх сферах (2, 48) — см. таблицу 2.
Синдром эмоционального выгорания можно объяснить с помощью модели Франкла как дефицит в первую очередь в ноэтической сфере. Существует опасность экзистенциального разочарования, когда люди пытаются удовлетворить только свои внутренние потребности и стремления (вожделение, потребность во власти и т. д.) и не обращают внимания на ноэтическое (духовное) измерение. При таком образе жизни (удовлетворении только «психодинамических» потребностей) могут развиться симптомы экзистенциального вакуума (1). Два основных симптома экзистенциального вакуума — чувство пустоты (апатия) и бессмысленности (потеря интереса) — схожи с более поздними стадиями развития синдрома эмоционального выгорания (2). Выгорание можно рассматривать как проявление экзистенциального вакуума. Однако главное отличие от объяснения экзистенциального вакуума Франком заключается в отсутствии скуки и апатии при синдроме эмоционального выгорания. Они включены в определение экзистенциального вакуума Франкла, но являются лишь следствием других симптомов, которые присутствуют у людей, страдающих от выгорания (2). Кроме того, у людей, страдающих от экзистенциального вакуума, по-видимому, сильно развиты две основные характеристики выгорания — деперсонализация и эмоциональное истощение (14).
Истоки синдрома эмоционального выгорания можно лучше понять как отсутствие экзистенциального смысла. Человек обретает экзистенциальный смысл через чувство внутреннего удовлетворения. Внутреннее удовлетворение даёт человеку силы и настойчивость, чтобы преодолевать усталость и истощение, особенно если он сохраняет чувство свободы и высокую самооценку (49). Люди с синдромом эмоционального выгорания испытывают дефицит внутреннего удовлетворения; можно также сказать, что они ищут в своей жизни то, что на самом деле не приносит удовлетворения, и испытывают чувство «я должен это иметь» или «я должен это сделать». С точки зрения логотерапии и экзистенциального анализа, люди с синдромом эмоционального выгорания выполняют действия и задачи, в которых они не видят экзистенциального смысла. Они не ощущают своего личного удовлетворения. Вместо этого они испытывают эмоциональное выгорание, которое можно определить как «нарушение благополучия, вызванное дефицитом самореализации» (2).
Решающим отличием антропологии Франкла от традиционной трёхмерной концепции (тело, психика и разум/дух) является признание динамической интерактивной природы этих трёх сфер. Согласно Франклу, ноэтическая (духовная) сфера занимает позицию по отношению к психике и телу, а иногда и против них (независимо от них). Благодаря этой независимости ноэтического измерения мы, люди, обладаем свободой принимать решения и действовать в мире. Ноэтическое измерение даёт нам возможность смотреть на себя объективно (со стороны) и независимо от наших текущих соматических или психических состояний. Оно также позволяет нам заниматься значимой деятельностью, которая выходит за рамки простого удовлетворения наших физических или психологических потребностей. Франкл назвал эти фундаментальные человеческие способности «дистанцированием» и «преодолением себя». Компетентность в самопреодолении (также называемая духовной) позволяет человеку взаимодействовать с миром за пределами «я» и считается сущностно человеческой, придающей жизни высший смысл (1, 2, 50).
Оценка экзистенциального смысла и самореализации
Было предпринято несколько попыток измерить ноэтические или «экзистенциальные» способности и концепцию самореализации в жизни в соответствии с теорией Франкла. Франкл (51) ввёл определение смысла как «возможности на фоне реальности» и заявил, что смысл реализуется через реализацию ценностей. Лэнгле (52) развил эти концепции смысла, добавив к ним более личный и субъективный аспект, и сформулировал следующее определение экзистенциального смысла: «Смысл — это наиболее ценная возможность в конкретной ситуации». Термин «актуальная ситуация» — это понятие из экзистенциальной философии, описывающее реальные обстоятельства, в которых находится человек. Взяв это определение за основу, Лангле (53) разработал метод поиска смысла, состоящий из четырёх этапов, отражающих четыре «личностные компетенции для существования» (в скобках):
1. Реалистичное восприятие (дистанция по отношению к себе)
2. Свободная эмоциональность (самопреодоление)
3. Способность принимать решения (свобода)
4. Действие (ответственность)
Лэнгле и др. (54) применили его метод, создав Шкалу экзистенции (ES) из 46 пунктов, 4 подшкал и 3 обобщённых факторов, и разработали её как опросник для самооценки, измеряющий способность человека достигать экзистенциального смысла и самореализации. Тест основан на антропологии Франкла и его экзистенциальном анализе (55) и отражает четыре стадии развития осмысленного и приносящего удовлетворение существования человека в соответствии с экзистенциальным анализом Лэнгле (53). В нём используется стандартизированная процедура самооценки по шестибалльной шкале Лайкерта, от «полностью не согласен» до «полностью согласен». В нём 8 пунктов, связанных с дистанцированием от себя, 14 пунктов, связанных с преодолением себя, 11 пунктов, связанных со свободой, и 13 пунктов, связанных с ответственностью.
Другой похожий опросник (основанный на шкале экзистенции) — это шкала экзистенциального удовлетворения (EFS), которая рассматривает три экзистенциальные концепции — принятие себя, самоактуализацию и самопревосхождение — как три отдельных аспекта экзистенциального удовлетворения (56). Шкала EFS состоит из 15 пунктов, по 5 пунктов на каждый аспект, которые оцениваются по пятибалльной шкале Лайкерта от 0 до 4, где 0 означает «совсем не подходит», а 4 — «полностью подходит» (5). Среди других инструментов, используемых в связи с концепцией «экзистенциального вакуума», — «Тест смысла жизни» («PIL») Крамбо и Махолика (57) и «Лого-тест» Лукаса (58), которые измеряют достижение смысла и экзистенциальное разочарование (47).
Связь между отсутствием экзистенциального удовлетворения и синдромом эмоционального выгорания
Экзистенциальная и гуманистическая психология предложила концепцию, согласно которой жизненное (экзистенциальное) удовлетворение является необходимым условием для здорового функционирования человека. Франкл (50) указал на потенциальную связь между своей психологией смысла (логотерапией) и симптомами эмоционального выгорания. В противовес его термину «экзистенциальный вакуум» мы можем использовать противоположное понятие «экзистенциальное удовлетворение», которое относится к ощущению, что жизнь полна смысла и цели и что это способствует психологическому благополучию (5). Экзистенциальное самоосуществление можно определить как «жизненную цель, направленную на то, чтобы в полной мере соответствовать природе человеческого существования» (56). Под экзистенциальным самоосуществлением мы подразумеваем чувство самореализации в течение всей жизни, где работа является лишь одной из её составляющих. Но жизнь и работа неразделимы; это единое целое (4). Если люди не могут найти смысл в своей жизни, они могут быть подвержены эмоциональному выгоранию (59).
В современном мире люди ищут смысл и удовлетворение своих потребностей в ноэтическом измерении (согласно антропологии Франкла) уже не в религиозной и общественной жизни, а очень часто на работе. Это потенциальный источник их разочарования, потому что их ожидания относительно того, что работа может дать им для благополучия, были слишком высокими и нереалистичными (4, 27, 42, 60). Этот фактор также может способствовать росту числа случаев эмоционального выгорания наряду с увеличением рабочего стресса и повышением требований со стороны всех организационных и социальных «заинтересованных сторон» (клиентов, пациентов, менеджеров, акционеров и т. д.). Однако в начале развития эмоционального выгорания мы обычно наблюдаем очень интенсивный опыт осмысленной жизни, работы, существования и т. д. Мы сталкиваемся с потерей экзистенциального смысла в конце процесса, когда усилия человека не увенчались успехом, барьеры и требования были слишком высокими, обстоятельства были невероятно неблагоприятными, и люди чувствуют, что их начинания полностью провалились. В этом контексте Маслах и Лейтер (28) предложили довольно радикальное определение синдрома эмоционального выгорания: «Эмоциональное выгорание — это показатель несоответствия между тем, кем являются люди, и тем, что они должны делать. Это представляет собой утрату ценностей, достоинства, духа и воли — утрату человеческой души. Это болезнь, которая постепенно и непрерывно распространяется с течением времени, втягивая людей в нисходящую спираль, из которой трудно выбраться».
Согласно Лэнгле (2), синдром эмоционального выгорания связан с потерей (или дефицитом) экзистенциального смысла. Потеря смысла в жизни вызвана тем, что люди делают что-то не ради самих вещей, а по какой-то другой (обычно внешней) причине и мотивации (например, карьера, деньги, социальное влияние и т. д.), которые дают ощущение так называемого видимого смысла. В деятельности человека (в том, что он делает) отсутствует «истина» и присутствует «чуждая» мотивация. Этот кажущийся смысл не имеет содержательного наполнения. Но люди могут испытывать выгорание и из-за того, что в их жизни слишком много смысла, и они не могут выбрать между различными приоритетами, что приводит к истощению. Лэнгле проводит различие между реальным экзистенциальным смыслом и «псевдосмыслом». С точки зрения его экзистенциального анализа, выгорание — это нарушение психологического благополучия, вызванное отсутствием внутреннего удовлетворения. Это внутреннее удовлетворение является результатом жизни, посвящённой чему-то, в чём человек реализует субъективно важную (воспринимаемую) ценность. Синдром эмоционального выгорания — это последняя стадия длительного состояния, при котором человек не видит смысла в своей работе. У людей с синдромом эмоционального выгорания намерение работать не направлено ни на саму работу, ни на выполнение задачи. Это субъективное намерение, которое уводит их от того, что они делают (ради карьеры, вознаграждения, признания, уважения, самоуважения, социального признания, выполнения обязанностей, власти, влияния, чтобы сделать что-то и освободиться от этого и т. д.). Их не интересует сама работа. Мотивация уводит их от изначальной цели. Это приводит к «псевдомотивации», и психологически они на самом деле не заинтересованы в том, что делают. Существует разрыв между субъективным мотивом и реальным действием. Людей, страдающих выгоранием, не интересует содержание их работы (32).
Выгорание возникает не из-за ценного содержания (которое придаёт смысл жизни), а из-за формальной, внешней «псевдомотивации», которая приводит к «псевдоприверженности» работе. Человека не привлекает ценность работы, но он чувствует, что она его подталкивает. Работа должна быть сделана ради чего-то другого, и это приводит к чувствам «я должен это сделать» или «другого выхода нет». Остаётся открытым интересный вопрос о том, как эти «псевдомотивы» и «псевдосмыслы» могут быть настолько сильными, что люди будут находиться в таком нездоровом состоянии в течение очень долгого времени. Эти мотивы должны иметь более глубокие корни — это не просто мнения или мысли. Они могут быть глубоко укоренившимися психологическими потребностями (32). Тем не менее, лучшая профилактика выгорания — это испытывать удовлетворение от работы и выполнять её с удовольствием и интересом. В таком случае риск эмоционального выгорания очень низок (2). Но чувство удовлетворения следует отличать от энтузиазма, идеализма, ощущения успеха и т. д. Энтузиазм может привести к выгоранию, потому что он часто нереалистичен; он идеализирует ситуацию и предполагает успех, обычно не более того. Однако человек может испытывать внутреннее удовлетворение, даже если он не добился успеха, если сама деятельность воспринимается как хорошая и значимая, но не «венчается» успехом. Люди, страдающие от выгорания, относятся к своей работе утилитарно — как к средству достижения своих целей, а не как к чему-то, имеющему внутреннюю ценность и смысл. Но, как следствие, это общее ощущение бессмысленности будет влиять и на другие сферы жизни (досуг, личную жизнь), и в конечном итоге это ощущение поглотит жизнь человека целиком (2).
В наши дни многие профессионалы демонстрируют очень высокую степень вовлечённости в работу. Кроме того, они настолько отождествляют себя со своей профессией и организацией, что каждая ошибка воспринимается как нечто травмирующее, вплоть до того, что они почти теряют смысл жизни, когда терпят неудачу (19). В современном секуляризованном мире смысл жизни обычно больше не определяется религией, а заменяется работой. И люди пытаются использовать работу как альтернативный «источник» ощущения полноты жизни и значимости (61). Особенно люди с идеалистическими наклонностями усердно работают, чтобы придать своему существованию больше смысла. Эта склонность к идеализации и «черно-белому» восприятию также описана в концепции расщепления, которая может быть связана с синдромом эмоционального выгорания. Расщепление было описано Кернбергом (62) и характеризуется переключением между противоречивыми восприятиями одного и того же объекта, основанными на приятных положительных и болезненных отрицательных переживаниях (63). В контексте синдрома эмоционального выгорания мы наблюдаем, как люди в начале работы проявляют большой (возможно, наивный) энтузиазм и идеализм, а затем, напротив, сильно разочаровываются и теряют веру («всё хорошо» или «всё плохо»). Некоторые исследования также указывают на связь между выгоранием и другими чертами характера, такими как интроверсия или нарциссические наклонности (64).
Несколько исследований (5, 65, 66) показали, что степень экзистенциальной удовлетворённости может быть связана с развитием синдрома эмоционального выгорания. Низкий уровень экзистенциальной удовлетворённости и низкое восприятие экзистенциального смысла коррелируют с высокими показателями эмоционального выгорания. До сих пор не так много исследований, посвящённых эмоциональному выгоранию, пытались измерить экзистенциальную удовлетворённость и смысл и определить их как факторы, определяющие выгорание (65, 67). Опыт экзистенциального смысла, не связанного с работой, может помочь предотвратить выгорание и защитить от него, как показали недавние исследования среди врачей (68). Текущие инициативы по предотвращению выгорания и борьбе с ним направлены в основном на улучшение объективных условий труда или снятие стресса на индивидуальном уровне, но этого недостаточно для устранения основной причины выгорания. Ни методы отдыха и релаксации, ни программы по управлению стрессом сами по себе не могут заполнить пустоту внутреннего смысла и приносящего удовлетворение опыта (2). Нам нужно сосредоточиться на усилении чувства смысла. Что касается бессмысленности, то Пайнс (69) рассматривает выгорание как неудачную попытку найти экзистенциальный смысл в работе, особенно в современном мире, когда религиозные аспекты жизни всё больше отходят на второй план, а люди — возможно, нереалистично — сосредоточены на смысле работы. С другой стороны, на сегодняшний день существует ограниченное количество доказательств эффективности методов лечения синдрома выгорания, за исключением когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) (70).
Заключение
Некоторые исследования показали, что экзистенциальное удовлетворение и экзистенциальный смысл связаны с проявлениями выгорания. Выгорание возникает из-за ощущения бессмысленности. Низкий уровень экзистенциального удовлетворения соответствует высоким показателям выгорания. Вклад отсутствия экзистенциального удовлетворения в развитие выгорания был подтверждён в нескольких исследованиях (3–4, 5, 65, 66). Однако необходимы дальнейшие исследования частоты, детерминант, потенциальных рисков и методов лечения выгорания. Также необходимо дополнительно изучить возможные взаимосвязи между различными личностными качествами или склонностями (например, раздвоением личности, нарциссизмом и т. д.) и синдромом эмоционального выгорания. Такие результаты можно было бы использовать в программах скрининга, в которых эти личностные склонности представляли бы собой возможный ключевой фактор риска развития синдрома эмоционального выгорания. Кроме того, необходимы дополнительные исследования в области измерения удовлетворённости жизнью, с одной стороны, и чувства бессмысленности, с другой, и их взаимосвязи с эмоциональным выгоранием. Эти результаты можно было бы использовать в качестве ключевого направления в профилактических программах и при разработке будущих вмешательств.
Несмотря на согласие в отношении основного определения выгорания (т. е. состояния полного истощения ресурсов), после десятилетий исследований до сих пор существует значительная путаница в отношении теоретической концепции выгорания, а также количества и характера других связанных с ним аспектов и способов их измерения на международном уровне с помощью сопоставимых инструментов (10). Например, некоторые инструменты не только оценивают выгорание на индивидуальном уровне, но и учитывают влияние организационных условий (45). Другие описания синдрома эмоционального выгорания включают в себя факторы стресса, и некоторые исследователи до сих пор задаются вопросом, можно ли рассматривать синдром эмоционального выгорания как психиатрический диагноз или же это скорее набор общих депрессивных симптомов, вызванных стрессом (8). Тем не менее, согласно последним исследованиям, потенциальный риск непризнанного и не леченного синдрома эмоционального выгорания очень высок на личностном уровне (проблемы со здоровьем, риск полного истощения, срыва или даже самоубийства), на уровне отношений (циничное отношение к себе и другим) или профессиональной эффективности (т. е. потенциальная угроза качеству обслуживания пациентов/клиентов, прогулы, снижение производительности, увеличение количества ошибок, вызванных выгоранием сотрудников, или снижение качества принятия решений и т. д.) (4, 5, 19).
Из-за большого количества различных интерпретаций понятия «выгорание» существует явная необходимость в более точном определении выгорания как диагностической категории, а также в международной стандартизации инструментов измерения и стандартизированных методов дифференциальной диагностики (10, 37).
Авторский вклад
Оба автора внесли свой вклад в концепцию работы, анализ, интерпретацию, составление текста работы и его доработку. Оба автора одобрили окончательную версию.
Финансирование
Эта работа была выполнена при поддержке грантов Карлова университета (Progress и SVV).
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.